Во что трансформировалось моё фоточтение.

Год назад я попробовал освоить фоточтение. За это время получил много вопросов и просьб поделиться впечатлениями. Постараюсь ответить обобщением своего опыта. Начну с того что в чистом виде фоточтением, таким как оно описано в книге, я не овладел. Возможно это моя особенность. Я не могу с полной отдачей заниматься тем, что либо не понимаю, либо не воспринимаю всерьёз. При этом освоение фоточтения, правильнее сказать внедрение в свою систему чтения элементов фоточтения, значительно повысили качество и скорость моего чтения.

Одно важное замечание, которое я обязательно делаю при разговоре о быстром чтении. Я не читаю таким образом художественную литературу. Если об этом не заявить сразу, обязательно найдутся ревнители правильного чтения, которые начинают тебя корить. То, что я теперь называю своей системой фоточтения — это способ более быстрого и эффективного извлечения нужной информации их печатных текстов. Книга Шелли помогла мне структурировать моё понимание и в конечном счёте повысить скорость чтения.

Теперь я ещё чётче представляю процесс извлечения информации из текста.

1. Подготовка.

У меня не получается всерьёз проделывать подготовительные операции описанные в книге. Меня подобные настрои в итоге только отвлекают. Моя подготовка заключается в следующем.

Не более 5 минут у меня уходит на то, чтобы написать сформулированное ожидание от книги. Ответы на какие вопросы я хотел бы найти. Я как бы создаю напряжение между тем, что знаю сейчас и тем, что хотел бы узнать. Текст, который я начну читать должен попасть в это поле напряжения.

5-10 минут у меня уходит на пролистывание книги. Большую часть из них занимает изучение оглавления.

Вместо слов тигеров я пишу для себя список вопросов.

Когда я только начал практиковаться в скоростном чтении я старался обязательно составлять ментальную карту по содержанию прочитанного. Теперь больше внимания уделяю составлению ментальной карты до чтения. Грабли для чтения я преобразовал в сети, сквозь которые прогоняю текст. Сеть-карта состоит из узловых моментов для понимания того проекта, в котором я нуждаюсь в информации, которую постараюсь отыскать в ходе чтения.

Подготовка завершается тем, что я определяю время, которое могу потратить на чтение. Завожу таймер. Передо мной книга. В рабочей тетради выписан список вопросов. Рядом на листке нарисована ментальная карта-сеть. Можно запускать отсчёт времени.

2. Само “чтение”.

Слово чтение не случайно стоит в кавычках. Я окончательно избавился от застарелой привычки читать “линейно”. Раньше я брал книгу и старался читать её страница за страницей. Порой ловил себя на мысли, что не могу вспомнить содержание только что прочитанных пары страниц. С начала я стал легко бросать книги, которые мне казались неинтересными и бесполезными. Потом приучил себя быстро находить нужные места и прочитывать только их. Теперь некоторые книги я читаю многократными подходами, каждый раз прочитывая то, что мне интересно в данный момент. Практика фоточтения добавила к этому опыту привычку при необходимости “прочитывать” книгу “одним глотком”.

После описанной выше подготовки, книга быстро пролистывается. Пара месяцев тренировки позволила мне за считанные секунды выхватывать из страницы нужные предложения. Делаю пометки карандашом на книжной странице. На заранее составленной карте, в нужной ветке отмечаю номер страницы, иногда записываю пришедшую идею одним словом или рисунком. Часто приходят мысли, которые не подходят ни для одной из нарисованных веток. Чтобы не тратить время, быстро записываю номер страницы и сжато суть идеи.

При таком “чтении”-проработке на среднюю книгу 250-300 страниц у меня уходит 20-30 минут. Меня здорово подстёгивает таймер.

К уже приводимым мною инструментам развития внимания и зрительной памяти я добавил упражнения из случайно купленной книжки Антон Могучий “Книга-тренинг для вашего мозга и подсознания”. Меня подобные названия отпугивают, но в данном случае, я неплохо потренировался. Упражнения основаны на использовании известной таблицы Шульте.

3. Обработка информации.

Я не соблюдаю описанных в книге рекомендация. Обработку полученной информации я провожу когда как. Если есть время и желание, то сразу после “чтения”. Бывает, что информация вынуждено “дозревает”. В любом случае, я начинаю рисовать ещё одну ментальную карту. Вернее развивать подготовленную до чтения. От каждой ветки-вопроса ответвляется по несколько ростков- идей и фактов. Если надо я быстро возвращаюсь к нужному месту книги по номеру страницы и нахожу помеченные карандашом цитаты.

Мой вывод — фоточтение стоит попробовать для того, чтобы выработать свой стиль чтения текстов из которых вам необходимо быстро извлекать необходимую информацию. Мне книга помогла осознать чтение как процесс извлечения информации. Для этого надо понимать что ты ищешь, в какой направлении хочешь продвинуться и обязательно вплести полученные факты и пришедшие идеи в систему уже имеющихся у вас знаний.

Удобная онлайн-таблица Шульте с возможностью замера вашей скорости выполнения упражнений.

(Просмотрено: 571, сегодня: 1)