Георгий Гачев Жизнь с мыслью

Выше упомянуты некие “Правила”. Да, в те годы (1968-1972) я вел их. Какие – мною придуманы-сформулированы, какие – услышаны-переняты, какие – узнаны-прочитаны. Разные фазы развития духовного и душевного, а и увлечения там отложились…Вот некоторые из них.
Ходя, ходи! (=Быть здесь и теперь=целиком отдаваться делаемому в сей миг.)
Не спешить – божественно! (= Внимание! Благоговение!)
Бог – тобой (копает, спит, думает). = “Ходить перед Богом”.
Смейся над собой. (Дъявол – это тяжесть и серьезность. Обретай легкость, летучесть, танец. – Ницше.)
Если страдает, то “он” (во мне), а не “я”: хочет, мучается…
Жить по дзюдо (=усилие врага – в работу на тебя обратить).
Люби возражающих и врагов. (Но сохраняй врагами, не превращай в друзей. “Возлюбленный враг мой!”-такое заимел понятие.)
Умри память! (Кришнамурти).
И Бог тобою, и вот эта ветка, дверь…
Воин сообразуется с худшим.
Быть слабым среди сильных (а не сильным среди слабых_: чтоб от сильных поднабраться).
Выравнивайся налету (в падении).=Возобновляй себя каждый день сначала” — восточная мудрость из “Круга чтения Толстого. А также Фаустово тут:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
Пожалей другого (не себя). Подающий милостыню ее получает.
Претерпевший до конца — спасается.
Корчуй радикальное зло (термин Канта) – в своей натуре.
Входи, втекай и распространяйся в тело свое и дело – как в ванну. (Возвращай ум из далека). = “Стать как первое утро в незнакомой стране” (Набоков).
Оставь и другим (не торопись все сам).
Никакого “потом” нет! Делайся чист и свободен сразу, сейчас.
Вооружайся добротой. Сердце – в тесто!
Не бойтесь терять время: тогда все время – ваше.
И враги человеку – чада его духовные (=долг перед уже сделанным). Первейшие враги: 1)то, что ты сделал хорошего; 2) то, что ты уже понимаешь.
Чем больше пожертвуешь, тем больше обретешь.
Замолчи! Перестань писать! Откажись от писания – и поймешь!..
Входить в растение прямо из пустоты (а не из себя) не перевоплощаться…
Бог более глубоко внутри меня, чем я сам (Августин).
Я должен к самому себе трансцендировать (Бердяев).
Колеблешься?- не делай (этого, в чем колеблешься).
Лучше сделать – пожалеть, чем не сделать – пожалеть. (Подсказано Бертой.)
“Не верь, не бойся, не проси”.
Не проявляй неблагодарности к протекшему дню своим раскаяньем о нем.
Не изменять обстоятельств и людей, а отвязывать себя от обстоятельств и людей(=изменять свое к ним отношение).
Завидуй себ (Подсказано Светланой).
Не задерживайся! (Светлана надоумила:”Смывается ведь все”.)
Не лютуй в лечении! (Из опыта лечения Ларисы).
Принцип воспитания: не толкать, а вызывать (у ребенка) себе противодействие в нужном направлении. Дразнить:”Ты этого не сможешь!” – “А вот смогу!” – и пробудится желание доказать! На этом принципе может быть построена целая педагогическая система.
Будь великодушен к начальству. (169)

Декарт не был защищен броней семьи, но открыт прямо на уколы и дразнения социума. Ведь сексуальность и социальность в человеке взаимозаменимы: кто имеет самоутверждение в любви, в семье, “счастлив в женах”, — имеет в этом броню и противовес против ярмарки. А кто нет – у того тщеславные отношения и страсти играют роль любовной страсти: те же перипетии, уколы, радости. (195)

“Ум – умение соотносить некоторые общие, усвоенные в ходе образования, пусть самого элементарного, пусть самого высшего, “истины” с фактически складывающимися в жизни и потому каждый раз неповторимыми, каждый раз неожиданными и индивидуальными стечениями обстоятельств.

Выражаясь высоким философским стилем, умение “опосредовать общее с единичным, с индивидуальным, особенным”. Умение определять, подходит ли данный неповторимый случай под заданное тебе культурой “правило” или не подходит” (Ильенков Э. Цит.соч.М.: Знание, 1977, с.14). (376)

И вспомнилось мне, как один философ-буддолог толковал притчу о “лепте вдовицы”. В притче сказано, что вдовица, отдав свой последний грош, дала больше, чем богач, чем Ротшильд, сколько бы он ни дал, ибо те отдают от избытка, а эта— от недостатка. Но индийская мудрость тут так повелевает: а ты стань Ротшильдом (но не для того, чтобы богачествоваться) —и отдай все, и тогда дар твой превзойдет дар вдовицы. То есть: тебе выпал дар — талант, развей его, но не смотри как на свой: дар-то дарен, как и жизнь твоя тебе — без твоего хотения и участия. Дар можно потребить (съесть, что и делает животное, и в этом случае ты и подтвердишь свою животную природу), и можно его пустить в делание, т.е. пустить на производство, добавив от себя — уже из воли и ума: энергию вложив и проявив себя как духовное существо, социальное, а не природно-животное. И тогда ты узнаешь высшую радость — творчества и оказываешься на одном уровне с той силою Бытия, что первый тебе дар дала: ты тоже даришь, свободен, а не раб-потребитель, что вцепился в кусок, ему швырнутый, как псу. (377)

О, сколько уж раз в последние годы вопию время от времени: “Мой враг — жизнемысль!” Ибо перебила, перекрыла все связи, интересы к наружным вещам самим по себе и все их гнет диктаторски, выгинает в мой внутренний мир, в котором и так уж удушаюсь… 

5 ч. На лыжах днем вышагивая, понял: вот шаг моей жизни! Техника проживания! Мой шаг состоит из трех тактов. Наперед забрасывается вопрос, вопросительное состояние духа и ума, направленное к тому мигу и шагу жизни, в котором я нахожусь и делаю иль переживаю. Тогда он получает тягу наперед, как огонь в печке, — влекомость, и дыхание, и ветер! Тогда этот шаг, воспринимаемый в преддверии вопроса как возможность ответного затем уяснения, обретает увесистость и смысл и радость, когда делается (вот я с человеком беседую, или в кино сижу, или в очереди на автобус стою…). И вот — третий такт: совершение жизнемысли — уразумение в ходе писания = переливания всего в слово — в химической реакции творчества. 

Итак: вопрос, жизнь, мысль (или — смысл жизни). 
Или так: априорно вопросительное отношение к своему бытию; жизнедеятельность; жизнемысль. 
В такой трехтактовости и проживается весело каждый шаг-цикл этот. (413)

Вакуум в мысли есть вопрос, проблема: это не просто пустота, но активная пустота, жаждущая заполнения, — как женское начало. Вопрос есть алчба понятия! И вот что “ведет” (а не “противоречие” — как по Гегелю)… (414)

Жизнь с мыслью. Книга счастливого человека (пока…). Исповесть
ДИ-ДИК-ТАНАИС МТРК «МИР» Москва 1995

Попытался найти картинку обложки книги, а вместо нее наткнулся на ее электронную версию. Приятного вам чтения.
.

(Просмотрено: 105, сегодня: 1)