В журнале Сеанс №78 прочитал материал Максима Селезнёва «Я в онлайн-речи» про дневниковое кино.
По замечанию американского историка авангарда Пи Адамса Ситни, дневниковое кино в действительности никогда не было по-настоящему дневниковым:
«Поэтический жанр, прославленный и впервые названный Ионасом Мекасом дневниковым фильмом, получил это имя вследствие ошибки. Даже его собственный цикл работ „Дневники, записки и наброски», начатый „Уолденом» и продолженный девятью другими картинами, не может быть в строгом смысле назван дневниковым, если мы понимаем под этим жанром хронологическую последовательность датированных отрывков. Три категории — дневники, записки и наброски — отрицают законченность, сконструированность; это повседневная поэзия, спонтанная, порой неуловимая фиксация чувств в самый момент их переживания или по следам свежего опыта».
Тема мне интересна, потому что «дневниковое кино — способ держаться наяву». Больше десяти лет веду видео дневник. На монтаж не хватает сил. Иногда собираю ролики с помощью приложения 1Se Показываю результат только близким. Никакой художественной ценности в них нет, но для меня это концентрат прожитого. Секунда на экране запускает прожитые эмоции, ощущения. Кажется без этих доказательств, не поверил что это было в моей жизни.
«Так поток кадров сообщает нам о желании собирать последовательности, писать дневники изо дня в день, соблюдая периодичность. Автоматизм подобных занятий, вроде бы лишающий внутри себя смыслов и уникальных значений, в своей повторяемости и настойчивости внезапно раскрывается не машинной, но слишком человечной природой, свидетельствуя о чем-то невычитаемом из нас самих. В конце концов, сама жизнь — не более чем ещё один список».
После статьи пересмотрел отснятое. Жалею, что не хватает дисциплины снимать регулярно и оформлять материал. Съёмка дневника помогает замечать больше радости в повседневности. Когда видишь, как меняешься, больше ценишь время.
Восхищает Лео Баланев, его умение озвучивать видеоряд и превращать личное в проект, который интересно смотреть. Смогу ли я сделать свои записи публичными? Меня останавливает только отсутствие ответа на вопрос зачем это делать.
Есть что-то завораживающее в подобных экспериментах. Сэм Клемке с 1977 года документировал свою жизнь. Об этом даже сняли «Машина времени Сэма Клемке» («Shut Up Little Man! An Audio Misadventure»)
Захотелось перечитать «Памяти памяти» Марии Степановой. Смартфоны, доступность фото и видео сыграли злую шутку. Необработанные нагромождения механически отснятого, неосмысленный материал закрыл доступ к памяти.
Пока не буду замахиваться на больший проекты. Смонтирую фильм следующей недели и фильм июля.
Дневниковое кино как способ общения