Найти свой центр

Я уже привык к тому, что случайностей не бывает. Стоит только начать обдумывать какую-нибудь мысль и жизнь начинает подбрасывать тебе новые подсказки. Месяца полтора назад, когда предвыборная гонка подходила к своему пику напряжения, я чтобы не сорваться, представлял себе образ куклы-неваляшки. Такая большая пластиковая, глазастая кукла была у моего сына. Сколько бы ее не отклоняли, она всегда возвращалась в исходное состояние. Я пытался уверить себя, что и у меня есть такой центр тяжести, который, чтобы не произошло, всегда вернет меня в нормальное состояние. Метафора была работающей, только мешало явственное ощущение звона, который был в уже упомянутой мной игрушке. Не хотелось бы также громыхать при «отклонениях», как это делала неваляшка.

В понедельник начал читать книгу Майкла Холла «Игры, в которые играют акулы бизнеса». Мне сразу же врезалась в память фраза: «Я, и только я в конечном итоге определяю свои мысли и чувства. Никто не может заставить меня подумать или почувствовать что-либо. Я всегда играю определяющую роль по отношению к своим мыслям и эмоциям и сам решаю, чему следует уделить внимание. Высшая человеческая свобода думать и действовать находится в моих руках».

Третий день хожу под впечатлением этого определения внутренней свободы. Все пытался описать для себя состояние, когда испытываешь это чувство уверенности и независимости. При этом я всегда медленно выдыхаю. Мне представляется, будто выдыхаемый воздух проходит по траектории «из головы – через живот, где-то в области пупка наружу». Для лучшей образности, я вновь взялся за любимую метафору «Ледокола», приправленную моими недавними записями про жизнь «вовне-вовнутрь». Контроль за мыслями и эмоциями, мне легче представлялся, как свобода реагировать на любую погоду « с наружи» так как этого захочется морякам за толстыми бортами корабля и размышлять, сидя в уютной каюте о чем угодно, несмотря на волны и морской горизонт. Ответственность за свою речь и поведение, тоже легко ложилась на привычную метафору. Ледокол достаточно силен и крепок бортами, чтобы определять свой маршрут, путь его не зависит от обстоятельств, он в руках капитана и штурмана корабля.

Вечером, я совершенно «случайно» решил почистить диск на ноутбуке, прочитав давно скиданные из интернета статьи.  Мне попалась статья о центрировании и равновесии в Айки. Круг замкнулся. Я начал с неваляшки, потом пришел к условиям внутренней свободы и независимости, а затем вновь вышел уже на технику «приземления», практическую технологию укрепления собственной «устойчивости». Все так вовремя, я очень доволен. Сделал кое какие выписки из статьи «Айки-тактика в повседневной жизни» — Терри Добсон, Виктор Миллер

Странно то, что никто никогда не учил нас тому, что физическое и эмоциональное или духовное равновесие неразрывно связаны. Мы спустились с философских вершин, свято веря, что материя и сознание, тело и дух являются отдельными сущностями. Мы воспринимаем самих себя разделенными на две самостоятельные части, каждая из которых обвиняет другую во всех неудачах. “Я не был сосредоточен, мое сознание где-то витало, и я споткнулся”. “Я попытался найти ответ, но у меня так болела голова, что я не мог думать”.

Приятная вещь, которую мы заметили относительно равновесия, заключается в том, что, когда вы занимаете физически сбалансированную позицию, ваше сознание и ваш дух также приходят в равновесие. Подобным же образом, если ваше тело не сбалансировано, вы можете восстановить свое равновесие почти так же легко, достигнув уравновешенного состояния внутри своего сознания.

Это работает. Проблема лишь в том, как сохранить это равновесие в самом разгаре яростных разборок по поводу того, кто последним брал ключи от машины, кто потерял чек об оплате ренты, кто пролил суп, кто сжег овсянку или кто кого оскорбил первым. Для этого потребуется практика —достаточно большое количество практики, чтобы равновесие, и внешнее и внутреннее, действовало независимо от вашего желания.

Центрирование — это акт достижения равновесия. Мы вам покажем, как это делается. А уж потом —дело ваше, оставаться отцентрированными или нет.

Почему мы употребляем термин “центрирование” для описания равновесия? Представьте себе гончара за своим кругом. У него есть ком глины и вращающийся диск, на котором он надеется создать элегантный сосуд. Если он поместит этот кусок глины в любое другое место, кроме самого центра, то его сосуд улетит через всю комнату и закончит, подобно пепельнице преподавателя детского сада… если ему повезет. Начинающий гончар проходит через сотни неудач, прежде чем научится использовать свой материал и свой станок и сможет добраться до того этапа, где он начнет выводить тончайшие формы — короче, где он сможет начать творить. Мастера боевых искусств потратили минимум тысячу лет на изучение искусства равновесия. Делали они это не только для улучшения своих навыков обращения с мечом, луком и стрелами и так далее, но также и для того, чтобы оно дало им возможность встречать жизнь и ее конфликты расслабленно и в то же время постоянно быть в состоянии боевой готовности. Они не могли встретить нападение мастера меча, будучи неуравновешенными и истеричными, как не можем и мы столкнуться лицом к лицу с разгневанным другом, если центр тяжести у нас где-то над левой бровью. В Айки-тактике, так же как и в Айкидо, точка вашего равновесия, или центр тяжести, находится на два дюйма ниже пупка. Он называется дань-тянь или “единая точка”, это центр, в котором вы постоянно должны пребывать, независимо от того, атакуют вас или вы просто созерцаете, как распускаются цветы. Это место пересечения времени и пространства, это наш резервуар спокойствия, это “орган”, чувствующий нападение раньше интеллекта, — это

то, что мы иногда называем (опять же потому, что никто никогда не учил нас этому) “подложечной ямкой”. Если мы будем прислушиваться к нему, мы будем защищены лучше, чем если мы наймем телохранителя на полставки. Этот центр не указан на обычных анатомических таблицах в американских медицинских справочниках. Если вам от этого будет легче, можете думать о нем как о воображаемой точке. Этот центр будет работать вне зависимости от того, что вы о нем думаете. Ничего мистического. Он просто работает. Чтобы обрести и удержать свой центр, чтобы прочувствовать то, о чем мы говорим, сначала лягте удобно спиной на пол и расслабьте все свои мышцы. Не пытайтесь удерживать себя в какой-либо позе. Позвольте своему телу найти свое наиболее расслабленное положение. Обращайте внимание на дыхание. Не подталкивайте его, просто замедлите его и пусть оно отрегулируется само по себе. Теперь поместите свою руку на свой центр, на свою точку единения, находящуюся примерно на два дюйма ниже пупка. Расслабьтесь и позвольте своей концентрации постепенно перейти в точку, где покоится ваша рука. Представьте, что весь ваш фокус, вся ваша энергия, спускается из области лба (где большинство из нас пребывает), из груди (где мы держим в заточении большую часть нашей энергии) вниз в эту точку. Опять же, обращайте внимание на свое дыхание, чтобы быть уверенными в том, что ваше усилие опустить свою концентрацию не стало чересчур напряженным. Как только вы почувствуете, что вам это удается, что ваш фокус переместился в ваш центр, сконцентрируйтесь на его удерживании в этом месте. Если это вам поможет, визуализируйте это место и представьте, что ваши глаза тоже перенеслись туда. Что вы должны начать чувствовать, когда
вы отцентрированы, — так это еще большее расслабление всех ваших мышц, особенно мышц плеч и груди. Вы можете заметить ощущение тепла,
распространяющегося вниз по вашим бедрам и ногам и расслабляющего их мышцы. Если вы не отнесетесь к расслаблению чересчур серьезно и не  задремлете, то вы также заметите усиление осознания самих себя во времени и пространстве. В действительности же, вы просто вернулись к самим себе и теперь едины со временем.

Упражняйтесь в определении местонахождения своего дань-тя-ня по десять-пятнадцать минут каждый день. Даже если ваши занятия Айки-тактикой не принесут никаких результатов, то, в любом случае, ваш кардиолог оценит, насколько более расслабленным стало ваше сердце. Привыкнув к этой идее и начав комфортно чувствовать себя в этой части тела, начните практиковать то же самое без помощи руки. Просто концентрируйтесь на этой точке, чувствуйте, как в ней появляется тепло, и удерживайте ее. Если ваше сознание соскальзывает в какие-то страхи и волнения, не подталкивайте его; пусть ваш центр сам постепенно проявится. Постарайтесь не напрягаться при малейшей потере концентрации. Она к вам вернется, и в скором времени такие перерывы станут происходить все реже и реже.

Следующий шаг в процессе центрирования заключается в том, чтобы вы начали экспериментировать с нахождением и удерживанием своего центра, когда вы сидите или стоите. Действие точно такое же — разве что отвлекаться вы будете немного больше, чем когда вы лежали на полу. Если вы сидите, представьте, что эта точка имеет реальный вес; когда вы опускаете свою концентрацию, почувствуйте себя более тяжелыми, уходя при этом все глубже и глубже в свое кресло или стул. Затем попытайтесь отцентрироваться в положении стоя. Станьте, выставив одну ногу слегка вперед, — если вы правша, то вам будет удобнее выставить вперед левую ногу; если вы левша, то выставьте вперед правую ногу. Экспериментируйте до тех пор, пока не найдете удобное положение; вес должен быть равномерно распределен на обе ноги, а ваши колени должны быть слегка согнуты с тем, чтобы они выдерживали вес вашего тела и позволяли вам быстро перемещаться. Выставленная вперед нога развернет ваше тело от самого центра; в боевых искусствах это смещение тела уменьшает для нападающего цель, а это не так уж плохо, особенно если вы участвуете в любого рода столкновении лицом к лицу, где возможен конфликт. Не подставляйте весь свой фронт разозленному врагу.

Когда вы почувствуете себя комфортно в этой стойке, — а это поначалу сложно (мы слишком привыкли блокировать колени и стоять, опираясь плоско на всю ступню и поставив ноги близко друг к другу), — вы можете повторить процесс центрирования, опуская свою концентрацию вниз, перемещая ее в пол и даже ниже. Напоминайте своим остальным мышцам, чтобы они не напрягались; стойте спокойно и удобно, сохраняя свой центр.

Никто до конца не знает, почему это явление работает. Но, на самом деле, это и не имеет значения. Заземленного, отцентрированного человека невозможно сдвинуть с места, хотя сам он в состоянии передвигаться очень быстро и может чувствовать опасность лучше, чем незаземленный и не отцентрированный человек. И еще одна важная вещь: отцентрированные люди выглядят совершенно отличными от других людей; нападающие словно ощущают их устойчивость и скорее выберут другого человека, чем в открытую встретятся с тем, кто постоянно пребывает в своей единой точке. Когда вы наберетесь немного опыта в центрировании, вы сможете начать удерживать его в движении, когда идете, играете в теннис, танцуете или ведете машину по трассе. В зависимости от природы движения, представляйте, что вперед через пространство вас ведет тонкая нитка, прикрепленная к вашему центру. Поначалу это сложно, но попробуйте сначала сделать это, когда вы просто идете по тротуару, почувствуйте, как вас тащат из вашего центра. Очень быстро вы откроете, что теперь гораздо больше контактируете с мостовой, ваши стопы не так высоко отрываются от земли, вы лучше ощущаете равновесие. Как мы уже замечали раньше, вы должны также обнаружить, что ваше отношение к чему бы то ни было стало намного более спокойным, что вы чувствуете себя менее рассеянными и более компетентными в вопросах того, как поступать с тем, что происходит по пути. Именно это чувство мы вырабатываем, занимаясь Айки-тактикой.

В любом конфликте, независимо от того, идете вы, сидите, стоите или
бежите, именно хорошо отцентрированное положение максимально увеличивает ваши шансы сделать правильный выбор, успешно отреагировать, выжить наилучшим, наиболее гармоничным образом. Если вы ведете себя из своего собственного центра, люди не будут рассматривать вас и гадать, что это за чудак. Это нормальная походка и не надо ее утрировать ради эффекта, разве что вы упражняетесь. Напоминайте себе о необходимости удерживать свой центр. Вы обнаружите, что иногда он начинает блуждать, но вы должны быть в состоянии восстановить его с минимальными усилиями.


(Просмотрено: 117, сегодня: 1)