Дизайн — упаковка

Отправил в «Журналист» очередную заметку. Каждый раз ругаю себя за то, что не отказался на предложение написать для журнала, но все-таки доволен. Обещание написать заставляет осмыслить свои представления и упорядочить накопленный опыт. На этот раз просили написать об отношении к дизайну газеты.

Не могу без оторопи вспоминать первые номера нашей газеты, вышедшие в декабре девяносто восьмого года. После августовского кризиса, мы несколько раз откладывали запуск газеты, решив, однако во чтобы то ни стало, напечатать первые номера до конца года. Не сказать, чтобы в предстартовой суете, мы не думали о дизайне новой газеты, но признаюсь, вопрос этот стоял на первых порах для меня как для издателя далеко не первым.

Первые год-два, пока мы вставали на ноги, многое в оформлении полос делалось интуитивно и по большей части, опираясь на чужой опыт и примеры. Лишь на третьем году, мы пришли к тому, о чем пишут в каждом методическом пособии, утвердили сетку полос и библиотеку стилей для различных вариантов оформления полос.

Решающим для меня стало понимание того, что дизайн для газеты – это как упаковка для товара. С этого момента ко всем изменениям в дизайне издания я стал подходить системно и целенаправленно, не увлекаясь увиденными модными штучками или подаваясь на уговоры верстальщиков.

Кому-то мои рассуждения покажутся чересчур утрированными, но мне они помогают продавать свое издание, наращивать тираж и регулярно получать призы на всевозможных конкурсах, в том числе и за дизайн издания.

Итак, какая задача ставится перед упаковкой, читай дизайном издания? Привлекать к себе потенциальных клиентов, выделяясь среди конкурентов. В первую очередь, как только стали позволять финансовые ресурсы, мы перешли к двухцветной печати первой и последней полосы, а два года назад эти полосы стали полноцветными. Несмотря на значительное удорожание печати, наша газета единственное городское издание с цветными полосами. Если учесть, что большая часть тиража местных газет продается в кассовых кабинках магазинов и тесных киосках розпечати, набитых различными изданиями, цвет выделяет “Наш Соликамск” от остальных черно-белых газет. Но на одном цвете далеко не уедешь. Учитывая, что из-за недостатка места, продавцы складывают газету пополам, мы стали крупный заголовок первополосного материала размещать в верхней половине полосы.

За что мы ценим упаковку как потребители? За то, что она информирует нас о свойствах товара. Чтобы улучшить навигацию по газете, в которой более тридцати полос, мы стали присваивать названия полосам. У нас периодически появляются “Домашний разворот”, “Семейная полоса”, “Встречная полоса”, “Женская полоса” и так далее. Начав, было размещать над шапкой модные ныне аналоги “ушек” из интернета, привлекающие внимание к отдельным материалам внутри газеты, постепенно от этого отошли. Опросы читателей подсказали нам, что их более устраивает рубрика “Цифра номера”. В левом верхнем углу каждого номера размещается крупная цифра, взятая из контекста одного из центральных материалов. Эта рубрика привлекает внимание к материалу, выполняя роль рекламного банера на сайтах и одновременно сама по себе является информацией.

Продолжая аналогии между дизайном газеты и упаковкой, я бы обратил внимание еще на одно свойство. Многократно доказано, что наши женщины предпочитают те или иные продукты, продаваемые в упаковке, которую можно использовать в дальнейшем для других нужд. У кого дома нет баночек с удобным крышками из под импортного кофе или варенья? Вот и в газете мы стараемся размещать материал, который читатель может использовать много раз после прочтения издания. Справочная информация, кулинарные рецепты, советы по дому и хозяйству, тексты любимых молодежью песен оформляются на полосе так, чтобы их не только заметили, но и с учетом того, что кто-нибудь захочет их вырезать и хранить.

Еще один ход в оформлении, который мне подсказала упаковка. Вы заметили, что в рекламе и упаковке продуктов регулярного потребления стараются использовать типажи обычных людей, живущих вокруг нас. “Домик в деревне” рекламирует не топ-модель, а “Любимый сад” не супермен. Потребителям важно уже в оформлении упаковки, почувствовать схожесть со своими обыденными представлениями. Так и мы постепенно, очень осторожно стали использовать в оформлении редакционных материалов, фотографии, присланные нам на постоянно идущий фотоконкурс.

Продолжать можно еще долго, важно только не забывать, что дизайн издания, хоть и очень важен, все же зависит от содержания и миссии, той задачи которую ставит перед собой редакция и издатель. Мы остановились на представлении о дизайне как упаковки, которая помогает привлечь читателя к содержанию и помочь в нем разобраться. Нас такой подход устраивает, хотя наверняка, найдутся и более продуктивные взгляды. Был бы рад обменяться мнениями..

(Просмотрено: 3, сегодня: 1)