ЕСТЬ ЛИ В ГОРОДЕ ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ?


В прошлый вторник в течение часа присутствовал на региональном семинаре журналистов. Сейчас не вспомню ни темы, ни цели благородного собрания, поскольку поехал на него, изменяя своим правилам, с одной целью найти новые ответы на важный для себя вопрос — как будут развиваться СМИ Соликамска в ближайшем будущем.

Что является источников развития средств массовой информации: борьба за власть, борьба за потребителя, желание само выразиться финансово состоятельных граждан. Присутствует ли в данный момент в Соликамске борьба за власть, которая бы способствовала бы вливанию в СМИ средств политических сил, стремящихся к власти или желающих оную сохранить? Если таковая в городе и присутствует, то она очень и очень хорошо законспирирована, поскольку никоим образом не замечается на деятельности нашей газеты, “Соликамского рабочего”, телевидения или радио. Некое подобие, этакая карикатура на борьбу за власть в городе, можно было наблюдать в период выборов мэра и депутатов городской думы. Борьба в обоих случаях велась не между реально противостоящими друг другу силами, слишком уж предсказуемы были результаты, а между неорганизованностью и недоумием.

Надеяться в такой ситуации на дивиденды от игры на неразвитом рынке политических услуг СМИ глупо и неразумно. Как инструмент пропаганды СМИ используются также довольно топорно. Самой властью пока четко не сформулированы цели, которых она хотела бы достичь в работе с общественным мнением. Соответственно финансирование деятельности, без ясно сформулированных задач, достаточно скудное. Давно известно, хорошее, почти никогда, не бывает дешевым. Чаще всего городская пресса используется властью в качестве дымовой завесы, которая должна скрыть ошибки и недоработки.

В отличии от борьбы политической, в городе полным ходом идет война за потребителя. Конкуренция, наконец-то, добралась и до наших берегов, порождая рынок рекламных услуг. То, что данный рынок растет, видно невооруженным глазом. Описывать ситуацию дальше мне сложно из-за опасности впасть в самоуспокоенность и перейти на критику конкурентов. Ни первого, ни второго мне не хочется, по сему отмечу лишь, что наша газета старается уловить потребности рынка и предложить новые возможности донесения рекламных сообщений до нужной аудитории. Кроме создания новых изданий, мы сейчас активно стараемся предложить услуги, пока еще слабо осознаваемому предпринимателями города, желанию создать себе положительное общественное мнение.

Часто приходится слышать схожие высказывания: “А вот в городе N, таком же как Соликамск есть три радиостанции и свое телевидение. А у нас почему то ни того, ни другого?”. Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно еще раз проанализировать присутствие в Соликамске трех составляющих развития СМИ. Про борьбу за власть и политическую активность я уже написал. Размер рекламного рынка и входная цена в радио- и телебизнес не позволяют всерьез надеяться на его развитие предпринимательскими кругами. Остается полагаться на градообразующие гиганты, только зачем им это надо, их проблемы решаются не на уровне города. Таким образом, если в ближайшее время в городе и появится нормально работающая теле- или радиостанция, это скорее всего будет филиал или сетевой партнер какой-нибудь кампании областного или федерального уровня.

Последнее, что стоит обсудить это перспектива интернет-СМИ. Уже сегодня по самым приблизительным подсчетам в Соликамске регулярно пользуются Интернетом более 1000 человек. К 2005 году, когда начнется череда выборов в городские структуры власти, мы предполагаем, что это количество увеличится минимум в 3-4 раза. В отсутствии конкуренции со стороны радио и телевидения, интернет-СМИ могут стать самым оперативным и интерактивным источником местной информации. Учитывая платежеспособность и образовательный уровень, людей, имеющих выход в Сеть и умеющих в ней работать, к этому периоду мы планируем начать зарабатывать первые прибыли на наших интернет-проектах.

Очень благодарен организаторам семинара, посещение которого наконец-то подвигло меня к формулированию давно обдумываемых мною мыслей.

В силу того, что будущее СМИ Соликамска для меня вопрос не умозрительный, а напрямую связанный с моей профессиональной деятельностью, готов отблагодарить каждого, кто ответит на мини-анкету интереснейшей книгой Нели Савенковой “Соликамская историческая азбука”. Напишите в комментариях ответы на несколько вопросов и книга будет ваша.

Какова роль местных СМИ в жизни Соликамска?

Какой информации вам не хватает в наших газетах?

Что бы Вы посоветовали, чтобы сделать нашу газету более интересной?

Каких рубрик не хватает нашему сайту www.solikamsk.org?

Какую радиостанцию вам хотелось бы слушать в Соликамске?

Всем откликнувшимся заранее огромное спасибо.

.

(Просмотрено: 6, сегодня: 1)