В Стодневке, которая стартует 3 марта, я предложу участникам памятку для тренировки антихрупкости. По одному упражнению мы будем разбирать на еженедельных практикумах в течение месяца.
Решил показать некоторые упражнения, чтобы вы тоже могли их попробовать, даже если не присоединитесь к Стодневке.
Что такое антихрупкость?
Антихрупкость — это про то, как взаимодействовать с непредвиденным, используя метафору Марка Аврелия: обращать препятствия в топливо, как это делает огонь.
Вот определение автора одноимённой книги:
«Антихрупкость — не то же, что способность противостоять неопределённости и хаосу. Это проактивная позиция. Всё то, что от случайных событий (или каких-то потрясений) скорее улучшается, чем ухудшается, — антихрупко; обратное свидетельствует о хрупкости».
Два года назад, после очередного перечитывания книг Нассима Талеба, я составил для себя программу тренировок антихрупкости. Устроил челлендж, результатами которого остался доволен. Вы сможете организовать свою программу тренировок, добавив следующие упражнения.
К каждому упражнению я подобрал вопрос для фрирайтинга и тему для отслеживания в дневнике.
Стать «пламенем, которому нужен ветер»
Упражнение: Увеличьте случайности в своей жизни.
Цель: Перестать бояться хаоса и начать видеть в нём ресурс.
- Выберите день, когда вы сознательно избегаете рутины: попробуйте новый маршрут на работу, посетите незапланированное мероприятие или зайдите в незнакомое кафе.
- Ведите дневник ощущений: что вы почувствовали в моменты неопределённости? Что нового узнали о себе?
Вопрос для фрирайтинга: «Чего я боюсь в неопределённости, и что может дать мне спонтанность?»
Дневник: Записывайте новые идеи и инсайты, которые появились благодаря случайным действиям.
Переосмыслить ошибки
Упражнение: Полюбите ошибки.
Цель: Научиться воспринимать ошибки как уроки и возможности.
- Вечером запишите три события дня, где вы ошиблись или почувствовали дискомфорт.
- Ответьте на вопросы:
- Как это повлияло на меня?
- Какую пользу я могу извлечь из этого?
- Повторяйте процесс ежедневно.
Вопрос для фрирайтинга: «Как я отношусь к своим ошибкам? Что они говорят обо мне?»
Дневник: Записывайте уроки, извлечённые из ошибок.
Научиться извлекать пользу из критики
Упражнение: Встретиться с критиком.
Цель: Превратить давление в инструмент роста.
- В следующий раз, получив критику, не защищайтесь, а задайте вопросы:
- Что, по вашему мнению, можно улучшить?
- Как вы сделали бы это лучше?
- Запишите в дневник, чему научились, и повторите.
Вопрос для фрирайтинга: «Как я реагирую на критику? Что она для меня значит?»
Дневник: Фиксируйте идеи, пришедшие благодаря обратной связи.
Развивать антихрупкость эмоций
Упражнение: Работа с дискомфортом.
Цель: Переводить негативные эмоции в источник мотивации.
- Каждый раз, когда почувствуете раздражение или тревогу, запишите:
- Что вызвало эти чувства?
- Как я мог бы использовать ситуацию для своей пользы?
- В конце дня проанализируйте записи, выделив уроки.
Вопрос для фрирайтинга: «Какие эмоции мне труднее всего контролировать, и как я могу с ними работать?»
Дневник: Записывайте эмоции и их превращение в мотивацию.
Изучать людей, которые выигрывают от хаоса
Упражнение: Чтение антихрупких историй.
Цель: Учиться на примерах.
- Прочитайте биографию человека, который добился успеха благодаря потрясениям и неопределенности (например, Стива Джобса или Илона Маска).
- Выпишите три стратегии, которые вы можете адаптировать.
- Примените одну из них в своей жизни.
Вопрос для фрирайтинга: «Какими качествами я могу обладать, чтобы выигрывать в хаотичных ситуациях?»
Дневник: Опишите, как стратегии этих людей вдохновили вас.
Создавать креативные решения в условиях ограничений
Упражнение: Задача с препятствием.
Цель: Научиться использовать ограничения для креативности.
- Установите искусственные ограничения (например, работайте над задачей, имея только 30 минут).
- Попробуйте решить проблему в этих условиях.
- Сравните результат с обычным подходом.
Вопрос для фрирайтинга: «Какие ограничения стимулируют моё творчество?»
Дневник: Записывайте идеи или решения, которые вы нашли благодаря искусственным или реальным ограничениям.
Реагировать на случайности с благодарностью
Упражнение: Журнал неожиданностей.
Цель: Видеть возможности даже в неожиданностях.
- Каждый вечер записывайте, какие случайности произошли за день.
- Найдите в них хотя бы одно преимущество.
- Потренируйтесь благодарить за такие события.
Вопрос для фрирайтинга: «Какие неожиданные события в моей жизни привели к лучшему?»
Дневник: Ежедневно записывайте хотя бы одно неожиданное событие и находите, за что вы ему благодарны.