Антихрупкая весна

В Стодневке, которая стартует 3 марта, я предложу участникам памятку для тренировки антихрупкости. По одному упражнению мы будем разбирать на еженедельных практикумах в течение месяца.

Решил показать некоторые упражнения, чтобы вы тоже могли их попробовать, даже если не присоединитесь к Стодневке.

Что такое антихрупкость?

Антихрупкость — это про то, как взаимодействовать с непредвиденным, используя метафору Марка Аврелия: обращать препятствия в топливо, как это делает огонь.

Вот определение автора одноимённой книги:
«Антихрупкость — не то же, что способность противостоять неопределённости и хаосу. Это проактивная позиция. Всё то, что от случайных событий (или каких-то потрясений) скорее улучшается, чем ухудшается, — антихрупко; обратное свидетельствует о хрупкости».

Два года назад, после очередного перечитывания книг Нассима Талеба, я составил для себя программу тренировок антихрупкости. Устроил челлендж, результатами которого остался доволен. Вы сможете организовать свою программу тренировок, добавив следующие упражнения.

К каждому упражнению я подобрал вопрос для фрирайтинга и тему для отслеживания в дневнике.

Стать «пламенем, которому нужен ветер»

Упражнение: Увеличьте случайности в своей жизни.
Цель: Перестать бояться хаоса и начать видеть в нём ресурс.

  • Выберите день, когда вы сознательно избегаете рутины: попробуйте новый маршрут на работу, посетите незапланированное мероприятие или зайдите в незнакомое кафе.
  • Ведите дневник ощущений: что вы почувствовали в моменты неопределённости? Что нового узнали о себе?

Вопрос для фрирайтинга: «Чего я боюсь в неопределённости, и что может дать мне спонтанность?»
Дневник: Записывайте новые идеи и инсайты, которые появились благодаря случайным действиям.

Переосмыслить ошибки

Упражнение: Полюбите ошибки.
Цель: Научиться воспринимать ошибки как уроки и возможности.

  • Вечером запишите три события дня, где вы ошиблись или почувствовали дискомфорт.
  • Ответьте на вопросы:
  • Как это повлияло на меня?
  • Какую пользу я могу извлечь из этого?
  • Повторяйте процесс ежедневно.

Вопрос для фрирайтинга: «Как я отношусь к своим ошибкам? Что они говорят обо мне?»
Дневник: Записывайте уроки, извлечённые из ошибок.

Научиться извлекать пользу из критики

Упражнение: Встретиться с критиком.
Цель: Превратить давление в инструмент роста.

  • В следующий раз, получив критику, не защищайтесь, а задайте вопросы:
  • Что, по вашему мнению, можно улучшить?
  • Как вы сделали бы это лучше?
  • Запишите в дневник, чему научились, и повторите.

Вопрос для фрирайтинга: «Как я реагирую на критику? Что она для меня значит?»
Дневник: Фиксируйте идеи, пришедшие благодаря обратной связи.

Развивать антихрупкость эмоций

Упражнение: Работа с дискомфортом.
Цель: Переводить негативные эмоции в источник мотивации.

  • Каждый раз, когда почувствуете раздражение или тревогу, запишите:
  • Что вызвало эти чувства?
  • Как я мог бы использовать ситуацию для своей пользы?
  • В конце дня проанализируйте записи, выделив уроки.

Вопрос для фрирайтинга: «Какие эмоции мне труднее всего контролировать, и как я могу с ними работать?»
Дневник: Записывайте эмоции и их превращение в мотивацию.

Изучать людей, которые выигрывают от хаоса

Упражнение: Чтение антихрупких историй.
Цель: Учиться на примерах.

  • Прочитайте биографию человека, который добился успеха благодаря потрясениям и неопределенности (например, Стива Джобса или Илона Маска).
  • Выпишите три стратегии, которые вы можете адаптировать.
  • Примените одну из них в своей жизни.

Вопрос для фрирайтинга: «Какими качествами я могу обладать, чтобы выигрывать в хаотичных ситуациях?»
Дневник: Опишите, как стратегии этих людей вдохновили вас.

Создавать креативные решения в условиях ограничений

Упражнение: Задача с препятствием.
Цель: Научиться использовать ограничения для креативности.

  • Установите искусственные ограничения (например, работайте над задачей, имея только 30 минут).
  • Попробуйте решить проблему в этих условиях.
  • Сравните результат с обычным подходом.

Вопрос для фрирайтинга: «Какие ограничения стимулируют моё творчество?»
Дневник: Записывайте идеи или решения, которые вы нашли благодаря искусственным или реальным ограничениям.

Реагировать на случайности с благодарностью

Упражнение: Журнал неожиданностей.
Цель: Видеть возможности даже в неожиданностях.

  • Каждый вечер записывайте, какие случайности произошли за день.
  • Найдите в них хотя бы одно преимущество.
  • Потренируйтесь благодарить за такие события.

Вопрос для фрирайтинга: «Какие неожиданные события в моей жизни привели к лучшему?»
Дневник: Ежедневно записывайте хотя бы одно неожиданное событие и находите, за что вы ему благодарны.

(Просмотрено: 173, сегодня: 2)