Как привести дела в порядок. Пять новых уроков от Дэвида Аллена

Каждый ноябрь и декабрь перечитываю две книги «Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена и «Психология оптимального переживания» Михая Чиксентмихайи. Для меня это одновременно тест навыков добиваться желаемого и умений радоваться результатами усилий.

Тратить время на обращение к текстам, которые читал много раз, не жалко. Перечитывая, не ищу в них новое, лучше понимаю, чего мне не достаёт и нахожу решения. Скорее это не чтение, а письменная практика. Выделенные места становятся затравками для письменных размышлений. Проделанную работу оцениваю по урокам, которые удалось внедрить в жизнь.

Как происходит проработка книги

Книги, к которым обращаюсь постоянно, всегда бумажные. В каждой из них вложена картонка с вопросами, которыми прочёсываю текст и номера страниц с ключевыми понятиями.

Перед каждым подходом к книге записываю текущие трудности и препятствия, с которыми хочу разобраться. Такая подготовка нацеливает на поиск. Подгоняю себя таймером и запланированным числом идей. 25 минут — 5 идей. Идеи собираются в список и затем сгущаются в решения.

С каким запросом перечитывал «Как привести дела в порядок» на этот раз

Ошибку с ожиданиями от GTD я пережил и исправил больше 10 лет назад. К сожалению, до сих пор большинство считает, что книга про то, как больше успевать, про продуктивность, тайм-менеджмент. Увы, я тоже думал о последствиях, не понимая причины.

GTD — про то, как сохранять ясное, спокойное сознание, которое не терзают переживания о сорванных сроках и упущенных возможностях.

Перед чтением записал ожидания и три обстоятельства, которые чаще других расстраивают при подведении итогов дня:

  • Мои списки идей, папки с сохранёнными ссылками, стопки отложенных книг бесконтрольно увеличиваются.
  • По-прежнему удаётся обманывать себя: при постоянной занятости часто оставляю в стороне важные задачи.
  • Внимание сбивается на сожаления о несделанном или тревогу по поводу запланированного, при этом упускаю из вида достижения.

Пять новых уроков, которым меня научил Дэвид Аллен

1.       «Главная причина стресса заключается в неправильном управлении обязательствами, которые люди на себя берут».

Утро начинаю с обработки целей и ценностей. Это микрофрирайтинг. Пять минут письменно отвечаю на вопросы про ценности. Например, «Если здоровье для тебя ценность, что ты сделаешь для этого сегодня?» и так по каждой. После такой настройки пересматриваю план на день.

Теперь в моих списках появился ещё один — «Обязательства». Плохо, когда не выполняешь взятое перед собой обязательство. В разы хуже, когда подводишь другого.

Не замечал раньше, как меняется восприятие задачи, когда к сроку добавляешь того, перед кем ты несёшь обязательство за её выполнение. Дополнительный способ расстановки приоритетов.

2.       «Почему некоторые мысли не идут у вас из головы.

Чаще всего вы не можете перестать думать о вещах, которые в их настоящем виде вас не устраивают и которые вы хотите изменить, при этом:

• вы еще не определились, каким именно должен быть желаемый результат;
• вы не решили, каким должен быть следующий шаг или конкретное действие; и/или  
• вы не ввели напоминания о результате и требуемом действии в удобную для вас систему планирования».

В приложении MindJogger пополнил вопросы, возвращающие меня в настоящее:

  • О чём ты думаешь?
  • Чем ты занят?
  • Что для тебя важно?

К этой привычной тройке добавил:

  • Что тебя волнует?
  • Что и когда решил предпринять?

MindJogger в отличие от стандартных напоминаний может присылать уведомления в случайно выбранное время. После сигнала пересматриваю план дня и список с обязательствами.

3.       «Ведь это пустая трата времени и энергии — продолжать размышлять над тем, чем вы не занимаетесь непосредственно в этот момент. К тому же это лишь усиливает беспокойство по поводу того, что вам следовало сделать, а вы не делаете».

Добавил в дневнике рубрику «Беспокоит». Перечитал книжку про метод Сильва. Четверть века назад меня сильно выручала техника «Стёрто-стёрто». До конца года снова проверю её эффективность.

4.       «Многие дела не могут сдвинуться с с мертвой точки не из-за нехватки времени, а потому что так и не было решено, что и где для этого нужно сделать».

В выходные пересмотрел план на год, план на декабрь, списки идей. К каждой записи задаю вопросы: «Что я могу сделать для этого сегодня? На следующей неделе?» Кроме того, обязательно формулирую ближайшее действие и дату. Это увеличивает время обработки, но здорово отрезвляет. В прошлую неделю стёр десяток хотелок, убедившись, что в третий раз не могу назвать ни сроков, ни реальных действий.

5.       «Очисти своё сознание. Это полезнее, чем очистить желудок».

Ошибочно думал, что самое главное для ментальной гигиены — вывалить всё из головы. Любознательность, интерес к приложениям, увлечённость к блокнотам привели к нагромождению источников хранения моих дневников, рисунков, интеллект-карт, скетчей.

Я «очищаю своё сознание», но не прибираюсь потом за собой. Больше всего раздражает поиск нужной информации и свалка информации, которую никогда не буду использовать.

Увлечённое следование призыву «вываливать из головы на бумагу» привело к крайности. Залежи наваленного стали отвлекать освобождённое сознание.

До конца года безжалостного удаляю накопленное. Первой жертвой стал Pinterest. Дал себе час и снёс большую часть досок. Забуду про оправдание о пользе «насмотренности». Сохранил — напиши, как и когда планируешь использовать.

  • Какую книгу из прочитанных в этом году вы вспомните?
  • Какие уроки из неё извлекли?
Как привести дела в порядок
(Просмотрено: 457, сегодня: 1)

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *