Как вернуть собственное внимание

Вечерами устраиваю очную ставку с собой. Просматриваю план, составленный утром. Кладу перед глазами карточку с целями на ближайшие 100 дней. Перечитываю записи в дневнике, сделанные за день.

Могу убедительно объяснить кому угодно, почему не успел выполнить тот или иной пункт. Многие считают, что я кокетничаю, слишком строг к себе, успокаивают: «Всем бы так не успевать». Однако я-то знаю, сколько времени у меня ушло в никуда.

Знаю, надо уметь отдыхать, всех дел не переделаешь. В том то и беда, что я и не отдыхаю, и делом не занят — бесконтрольно разбазариваю время, придумывая себе оправдания.

Полезно вслух произнести, чтобы признаться: я потратил половину дня на ерунду. Пытался угодить малознакомым людям в ущерб своим целям, решал чужие задачи, потреблял информацию, в которой нет никакого смысла.

На что ты надеешься? Кто сделает нужное за тебя? Ты такой взрослый и всё ещё наивный, вернее, глупый. Докажи, что ты действительно хочешь перемен. Хватит обманываться и откладывать «новую жизнь» на завтра.

Кто хозяин твоего внимания?

Причины столь неутешительных выводов не в моей лени или загруженности. Я умею работать, мне грех жаловаться на недостаток времени. Подводит внимание. Оно как глупая собачонка срывается, стоит только спустить его с поводка поставленной задачи и горящих сроков.

В предновогодней суете особенно трудно сохранять настрой на развитие. Возвращаю внимание к важному и наполняю им настоящее тремя упражнениями, которые в эти дни выписываю себе в двойной дозе.

Верни его

Самое трудное в первом упражнении — вспомнить о нём. Я вклиниваю в план между задачами фразу «Верни его». Могу и в процессе работы найти пять минут. Этого хватает, чтобы письменно ответить на вопросы.

★ Чем я сейчас занят? Как это связано с моими целями, планами на день.
★ Что я чувствую? Что хотел бы изменить?
★ Что могу сделать, чтобы улучшить ситуацию?
★ Что могу сделать, чтобы день оказался успешным?

Ответы записываю в дневник, который веду в приложении Day One. Хотя с таким же успехом можно писать на листке бумаги или в любом текстовом редакторе.

Смысл действия — наполнить то, чем занят в данный момент, смыслом, связав с целями и возможностями.

Не ждите никаких глубокомысленных выводов. Воспринимайте упражнение как отдых, паузу в работе. Обязательно включайте таймер, чтобы не увлечься и не забыть, чем были заняты.

Ответили, отложили записи, вернулись к работе.

Сбившийся прицел

Ещё одна пятиминутка. На этот раз внимание направляется на то, ради чего вы стараетесь, что хотите изменить.

Включайте таймер и по памяти перепишите свои цели.
Какой у вас горизонт планирования? Месяц, 100 дней, год?

Переписали цели, ответьте на вопросы:

★ Как то, чем я сейчас занят, может быть полезно в достижении целей?
★ Что сегодня я могу сделать для целей?

Если практикуете метод Помодоро, подобными упражнениями полезно заполнять перерывы между подходами к задаче.

Пополнение возможностей

Внимание часто убегает от необходимого, потому что мы не знаем, как приступить к решению задачи. Пополняю запас возможностей ещё одной пятиминуткой письменной концентрации.

Перечитайте списки задач и идей. Если у вас до сих пор нет таких списков, можно посвящать пятиминутки их составлению.

Включите таймер. Заранее установите себе квоту. Например, за пять минут зафиксировать пять шагов, которые необходимо выполнять для достижения цели. Пять идей, как ещё можно добиться желаемого. Пять возможностей, которые вы пока не используете для реализации планов. Пять знакомых, кто может быть полезен в работе над задачами.

По итогам составления или обработки/перечитывания подобных списков запишите ближайшее действие по каждой цели или дополнительную пользу от занятия, которым вы заняты в данный момент.

Специально ограничиваю себя пятью минутами. Чтобы записать пару идей, приходится торопиться. Подобная встряска приводит в тонус. В этом — дополнительный плюс подобных практик. Если поначалу вам будет трудно укладываться в пять минут, увеличьте отрезки времени до десяти. Но не больше. Иначе теряется инерция и труднее возвращаться к задачам.

(Просмотрено: 485, сегодня: 1)