Решать проблемы или разгадывать загадки

IMG_8146

Когда приходится искать решение проблемы, я обычно начинаю с подробного её формулирования. Часто уже на этой стадии приходят решения.

Много лет использовал контрольный список вопросов Феникс, который я выписал из книги Майкл Микалко «Игры разума». Как-то я выписывал различные варианты определния проблемы, которую мне хотелось помочь разрешить моему клиенту. Когда формулировок стало больше десяти, каждая последующая настолько отличалась от изначально объявленной клиентом, что мне показалось будто проблема вовсе исчезла.

Вспомнилась ТРИЗ. Подумалось, хорошо бы как-то сделать так, чтобы сама проблема исчезла, а результаты её разрешения появились. Для меня главная трудность мотивация. Когда есть азарт и интерес начать действовать несложно. Увлечённые действия всегда эффективнее.

Переформулирование проблемы, отвлекает и снимает напряжение. «Решать проблему», «устранить проблему», звучание этих словосочетинй напрягает и готовит к приложению усилий. А может попробовать пойти дальше простого переформулирования проблемы?

Почему людям нравится разгадывать загадки, сканворды, различные викторины? Загадка по определению воспринмается как испытание мудрости, забава. Это уже совсем близко к игре.

У загадки обязательно есть отгадка. Решение хорошей загадки не может быть тривиальным. Значит чем сложнее загадка, тем интереснее. А нам ведь для мотивации именно это и нужно, чтобы было интересно, чтобы хотелось не просто «работать надо проблемой», чтобы был азарт найти разгадку, испытать себя.

Почитал как сочиняются загадки. Объект — действие объекта — Последствия действия объекта. Каким вы хотите видеть последствия своих действий? Что в случае с вашей «проблемой» является объектом?

Попробуйте перед этим нарисовать свою проблему. Это один из вопросов списка Феникса. Отличный способ запустить фантазию и начать генерировать ассоциации.

При таком подходе главный итог ваших усилий — тренировка навыков и утоление своей любознательности. Требуемые решения приходят попутно. Я пока не готов объяснить механизм, но у меня всегда получается параллельно набрасывать в тетрадь, лежащую рядом, с десяток идей. Из этих идей я затем составляю последовательность действий и задач. Каждая разгаданная загадка создаёт десяток новых. В этом и разница. Не проблемы плодятся, а появляются новые поводы испытать себя и расширить возможности.

Привожу для вас длинную цитату из книги Майкл Микалко «Игры разума. Тренинг креативного мышления».

Контрольный список вопросов Феникс (ЦРУ)
«Феникс» — контрольный список вопросов, разработанный Центральным разведывательным управлением, чтобы помочь агентам рассмотреть проблему под разными углами.
Использовать «Феникс» — все равно что держать проблему в руках. Вы можете повернуть ее другой стороной, посмотреть на нее снизу, увидеть ее под определенным углом, взглянуть на нее с другой точки зрения, представить решения и на самом деле держать ее под контролем.

Проблема
Почему необходимо решить проблему?
Какие выгоды вы получите, решив проблему?
Что вам неизвестно?
Что вы еще не понимаете?
Какая у вас есть информация?
Что для вас не проблема?
Достаточно ли информации? Или ее недостаточно? Или она избыточна? Или противоречива?
Нужно ли нарисовать схему проблемы? Рисунок?
Где границы проблемы?
Можете ли вы выделить различные части проблемы? Можете ли вы записать их? Каковы связи между частями проблемы?
Каковы константы (то, что нельзя изменить) проблемы?
Сталкивались ли вы с этой проблемой ранее?
Видели ли вы эту проблему в немного иной форме?
Знакома ли вам похожая проблема?
Попытайтесь подумать о знакомой задаче с теми же или похожими неизвестными.
Предположим, вы нашли проблему, родственную вашей, которая уже решена. Можете ли вы использовать ее? Можете ли вы использовать способ ее решения?
Можете ли вы иначе сформулировать проблему? Сколько различных формулировок вы можете предложить? У вас есть более общая формулировка? Более конкретная? Можно ли изменить правила?
Какие лучшие, худшие и наиболее вероятные варианты вы можете вообразить?

План решения
Можете ли вы решить всю проблему? Часть проблемы?
Каким бы вы хотели видеть решение? Можете ли вы обрисовать его?
Сколько из неизвестного вы можете объяснить?
Можете ли вы извлечь что-то полезное из имеющейся информации?
Всю ли информацию вы использовали?
Приняли ли вы во внимание все существенные аспекты проблемы?
Можете ли вы выделить отдельные шаги в процессе решения проблемы? Можете ли вы определить правильность каждого шага?
Какие техники творческого мышления вы можете использовать для генерации идей? Сколько различных техник?
Можете ли вы видеть результат? Сколько различного рода результатов вы можете видеть?
Сколько различных способов решения проблемы вы использовали?
Что делали другие люди?
Можете ли вы интуитивно найти решение? Можете ли вы проверить результат?
Что нужно сделать? Как это должно быть сделано?
Где это должно быть сделано?
Когда это должно быть сделано?
Кто должен это сделать?
Что вы должны делать в это время?
Кто и за что будет отвечать?
Можете ли вы использовать эту проблему, чтобы решить какую-нибудь другую проблему?
Каков уникальный набор качеств, который делает эту проблему особенной?
Какие вехи могут лучше всего показывать ваш прогресс?
Как вы узнаете, что добились успеха?

(Просмотрено: 1 030, сегодня: 1)