Конкуренция или развитие?

Примерно неделю переживал ситуацию, в которой один из наших многолетних партнёров, повёл себя недружественно в отношении нашей компании. С начала гасил в себе эмоции и порывы сделать что-нибудь в ответ. Затем стал думать о том, как выправить ситуацию, задумался о конкуренции и тут очень вовремя прочитал на Хабре две заметки о стратегии голубого океана.

Мне близка суть этой теории. «Надо уходить от конкуренции. Конкуренция — основной показатель алого океана (океан окрашен кровью от ожесточенной конкурентной борьбы), чем она выше, тем меньше потенциальная прибыль и больше издержки. Голубой океан как раз уводит от конкуренции, в нем можно создавать свои правила и не тратить энергию на борьбе, сконцентрировавшись на деле». Книгу У. Чан Кима и Рене Моборна я пока только планирую почитать, но и заметки провоцируют на размышления.

Возможно я чего-то пока не понимаю, но конкуренция мне видится проекцией на бизнес теории Дарвина. Разве только естественный отбор и инстинкт самосохранения стимулируют развитие? Когда у нас заходит речь о конкуренции то всё сводится к борьбе за ограниченный ресурс. При этом не принципиально о чём идёт речь: о деньгах или, что о чём теперь моднее говорить, о внимании. Вы замораживаете объём возможного для достижения результата и начинаете думать о том, как бы поглотить его большую часть. Такое планирование будущего обращено вспять, к убывающей.

Для меня не убедительны утверждения, что именно конкуренция заставляет «мозги шевелиться» и стимулирует появление свежих идей развития бизнеса. Никакая конкуренция в добавление к упавшему с началом кризиса спросом не заставила многие наши компании улучшать сервис и дорожить клиентом. Такая конкуренция — это борьба и война. Как теперь оказывается миф о советском оружии как о самом лучшем в мире теперь всё больше напоминает миф. Выжить под страхом и создавать что-то под, работая за колючей проволокой можно, но ни во что дельное это не развивается.

Вот если твой товар или услуга нацелены на будущее клиента и покупателя, ты развиваешься. Если твой товар помогает человеку ощутить себя лучше, осознать свою жизнь более осмысленнее — ты заработаешь больше. Больше не в смысле исчисления полученной прибыли. Много ли ума надо чтобы будучи монополистом что-нибудь продавать? Что вы от такого «бизнеса» получаете? Главная ваша цель удержаться у трубы или тела, которое обеспечивает ваше монопольное положение. Если вы, ваш бизнес, ваши клиенты воспринимаются вами как единая среда обитания, вы ни с кем не будете бороться. Вы заинтересованы в развитии и увеличении возможностей. Возможностей хватит для всех.

Вспомнил про книгу Дэниел Пинк “Будущее за правым полушарием”. Перечитал выписки.

«Мы вступаем в новую эпоху. Это будет эпоха в основание которой ляжет иной тип мышления и иной подход к жизни — то,  что я называю “общей концептуальностью” и “глубоким проникновением”. Владение общей концептуальностью — это умение улавливать закономерности и возможные варианты, умение комбинировать несвязные на первый взгляд понятия в нечто новое. Глубокое проникновение — это способность к эмпатии, умение чувствовать нюансы человеческого взаимодействия, находить ресурсы для оптимизма внутри себя и заражать им окружающих, а также выходить за пределы повседневного в поисках смысла и предназначения жизни.

Чтобы выжить в новом веке, людям и организациям придется обдумать то, как они зарабатывают на жизнь, и задать себе три вопроса:

Могут ли заграницей сделать это дешевле?

Может ли компьютер сделать это дешевле?

Востребовано ли то. что я делаю, в эпоху изобилия?

Если на первые два вопроса вы ответили “да”, а на третий — “нет”, то значит. плохи ваши дела.

Совокупность шести чувств высокой концептуальности и глубокого проникновения,  поможет развить новое целостное сознание которого требует новая эпоха.

Не только функциональность, но еще и дизайн.

Не только рассуждение, но и сюжет.

Не только детализация, но и симфония.

Не только логика. но еще и эмпатия.

Не только серьёзность, но еще и игра.

Не только накопление, но еще и смысл».

Востребованным будет бизнес, который помогает создавать дизайн жизни потребителя.

«Дизайн — классическая категория целостного сознания. Он, говоря словами Хескетта, есть сосредоточение пользы и смысла.

Дизайн, то есть польза, обогащенная смыслом, стала необходимым условием для человеческой самореализации и профессионального успеха.

В условиях такой доступности любая единица информации теряет свою ценность. Но оказывается, что намного важнее умение погружать эти факты в контекст и сообщать им эмоциональную силу.

А это и есть сюжет — контекст, обогащенный эмоциями. Сюжет возникает там где общая концептуальность и глубокое проникновение сходятся вместе. Сюжет связан с общей концептуальностью потому что помогает лучше понять одно явление в контексте другого.

Сюжеты обладают счастливой способностью схватывать именно те элементы, которые выносят за скобки формальные логические операции. Логика стремится генерализовать избавить процесс принятия решений от конкретного контекста, отделить его от субъективных эмоций. А сюжеты охватывают и контекст, и субъективные эмоции, потому что они вбирают в себя информацию, знание, контекст и эмоции, совмещая всё это в единое целое.

Мы — это наши сюжеты. Накопленные с годами опыт, мысли и эмоции мы спрессовываем  в ограниченное количество сюжетов, которые рассказываем окружающим и самим себе.  Так было всегда. Однако сюжет человеческой жизни становится еще более необходимым в эпоху изобилия, когда многие из нас стали свободнее, чтобы серьезно задумываться о самом себе и найти свое предназначение.

Все эти увлечения свидетельствуют о том, что люди нуждаются в сюжете. Он обогащает эмоциями контекст, даёт человеку глубокое понимание его места в жизни и показывает, почему оно значимо. И, может быть, Концептуальный век напомнит нам о том, что всегда было верным, но не всегда осознавалось людьми: мы должны уметь слушать друг друга, все мы — авторы собственной жизни».

Danpink.com

Дэн Пинк об удивительной науке мотивации.

Стратегия синего океана.

Стратегия голубого океана.

Новые источники конкурентного преимущества.

Избегайте нулей.

(Просмотрено: 3, сегодня: 1)