Управление гневом с шиком

Вчера вечером один за другим посмотрел два фильма “Управление гневом” с Джеком Николсоном в главной роли и “Шик” Бахтияра Худойназарова.

Впечатление от первого двойственное. Николсон мне нравится, тема фильма занимательна, немного напрягает американская вера в то, что все можно решить всевозможными тренингами и имитацией реальной жизни. Несколько раз вспоминал фильм “Игра” с Майклом Дугласом, только там люди от скуки в авантюры ввязывались, а здесь нагромождением подстроенных событий и выдуманных персонажей избавляются от нерешительности и робости. Еще одна запоминающаяся сцена герой Николсона, врач, ведущий семинар “Избавление от гнева” беседует в кругу своих клиентов-пациентов. Тут же вспоминаешь “Полет над гнездом кукушки” где в таком же кругу тоже сидел герой Николсона, только в роли пациента.

“Шик” фильм более глубокий и смотрел я его с большим интересом, реже отрываясь на чтение газет. Скажу сразу, к фильмам Худойназарова я не равнодушен изначально. И за то, что его часто называют “центральноазиатским Кустурицей”, и за доброту героев, за южный колорит, за всегда запоминающиеся саундтреки.

Смотрел и постоянно сравнивал “Шик” с “Лунным папой”. Нашел в обоих фильмах больше общего, чем различий. Герои обоих картин живут открыто и весело тяжелой жизнью, и там и там у них есть мечта изменить жизнь. Героиня Хаматовой хочет стать актрисой, мечта пацанов из “Шика” ассоциируется со стильным костюмом, который должен стать для них пропуском в другую реальность.

Такое ощущение как будто режиссер и сам не знает как для его героев лучше. Остаться в прошлой жизни, в окружении друзей и родственников, практически невозможно, но и столкновение с другой жизнью приносит только боль и страдания. “В лунном папе” мимолетная встреча с летчиком Фоменко только ухудшила жизнь девушки. В “Шике” одного друга, пытавшегося вырваться из обыденщины, полюбив продавщицу рыбного магазина, просто убивают, второй чуть не садится в тюрьму, третий чуть не убил собственного отца.

Пытался уяснить для себя, почему мне нравятся подобные фильмы, как и картины Кустурицы, Тарковского, Данелия. В них жизнь дана не в примитивных голливудских схемах “Добро обязательно побеждает зло”, “хороший парень, в конце концов, влюбляет в себя красивую девушку” и так далее, здесь ничего не ясно наперед, здесь чье то страдание это не повод для установления справедливости и проявления силы главным героем. Это просто страдание, потому что в реальной жизни добро и блага, увы, не распределены равномерно среди всех.

И еще в обоих фильмах, в “Шике” и “В лунном папе” в кадре регулярно появляются сумасшедшие герои. От того, что больные люди не стесняют себя формальностями и не обременены представлениями о должном поведении, они индикаторы искренности. Потому такие герои всегда обдирают зрителям совесть.
.

(Просмотрено: 5, сегодня: 1)