Заметка для «Журналиста»

Позвонили из «Журналиста», редактор раздела «Идеи газетного бизнеса» Любовь Петрова. Предложили написать для рубрики. Отказываться было не удобно, тем более, что я практически только этот раздел в журнале и читаю.

Как плохой студент, откладывал обещанную заметку до последнего, но слово сдержал, накидал некоторые мысли по прошедшей подписной кампании.

Выпуск газеты – это конвейер. День за днем, неделя за неделей, поскорее сдать материал, отправить полосы в типографию, развезти отпечатанный тираж по точкам реализации, собрать необходимое количество рекламы. Подписные кампании случаются реже, всего два раза в год, но от того не наступают для редакций неожиданней.

Наша газета еще достаточно молода, в нашем багаже опыт проведения пока лишь десяти подписных кампаний, но кое какие выводы для себя мы уже сделали.

Прежде всего уже второй год мы подходим к каждой подписной кампании, как к конкретному бизнес-проекту. Определяем цели, которые должны достичь, сроки и ресурсы, которыми располагаем. Как ни странно во многих редакциях, с которыми приходилось общаться к подписке относятся как необходимой рутине, надеясь подписать столько человек сколько получится. Четвертую подписную кампанию мы определяем конкретную цифру, которую надо достичь. Глубоко убежден, что когда цифра доведена до каждого члена коллектива, более того, как маяк прописывается и вывешивается на стену, достичь желаемого проще. Другой вопрос, как мы планируем подписной тираж. Общий тираж нашего еженедельника колеблется в течение года от 10 до 11,5 тысяч экземпляров. При стоимости одного номера в рознице 5 рублей, подписчику газета обходится на полтора рубля дешевле. Не сказать что бы деньги от подписки для нас не важны, но с учетом услуг почты по доставке, более важной составляющей подписной кампании становится возможность получения газеты людьми с меньшим достатком или тех, кто не может каждый четверг покупать ее в магазине. Исходя из этого мы посчитали, что приемлемым числом подписчиков для нас будет 30% от общего тиража издания. На нее мы и ориентируемся.

Про сложности писать не хочется. Они у всех схожие. Лучше поделиться тем, как мы пытаемся их решать. Тарифы почты на доставку мы не обсуждаем. Организовали подписку не только с получением в редакции, но и в городской библиотеке периодики. Для двух сотен горожан стоимость подписки сократилась на треть. Пытались решить и еще одну проблему – изувеченные почтовые ящики. Просчитывали вариант совместного финансирования установки новых ящиков. Однако вовремя остановили этот проект. Во-первых, те кто хочет что-то выписывать имеют абонентские ящики в отделениях, многие же просто отучились выписывать газеты и журналы и причина не только в подъездном вандализме. Даже наша газета выходящая в свет рано утром в четверг зачастую поступает подписчикам во второй половине пятницы, чего уж говорить об областных и центральных изданиях. Проще и безопаснее купить периодику на лотках и в киоске. Если бы сумели найти общий язык с муниципальной газетой, 90% читателей которой являются подписчики, обязательно создал бы свою службу доставки.

Пока же активно сотрудничаем с нашими почтовыми отделениями. За каждого подписавшегося вне стен почтовых отделений, выплачиваем почтальонам и общественным распространителям по три рубля, дарим ценные подарки лучшему отделению и лучшему почтальону по итогам подписки.

Взяли за правило перед каждой подписной кампанией назначать ответственного и еженедельно контролируем ход подписки. Примитивнейшая процедура учета подписавшихся за неделю дает удивительные результаты. Так после того, как стали требовать от девушек принимающих частные объявления предлагать всем посетителям подписаться на газету, еженедельно только в реакции стало оформляться от 15 до 30 подписок. Заранее готовим пакет наглядной агитации. Плакаты, листовки, напечатанные на цветной бумаге квитанции. Прописные истины, но зачастую об этом вспоминают уже в ходе кампании, когда ужасаются мизерным цифрам оформивших подписку. На квитанциях хочу остановиться подробнее. Мы пытались их печатать в каждом номере, но потом решили не экономить. Во-первых, развезенные по почтовым отделениям квитанции на голубой и желтой бумаге сразу выделяются среди остальных и облегчают читателям их заполнение. Во-вторых, весь июнь и декабрь соответственно, мы вкладываем квитанции в газеты. Для нас это наиболее эффективный способ стимулирования читателей.

Хотя говоря про стимулирования, необходимо сказать о призах для подписчиков. Третий год разыгрываем среди них поездку за рубеж. Наши читатели уже ездили в тур по Скандинавии, в Италию, во Францию. Первые два раза лишь часть расходов на путевку брала на себя одна из туристических компаний. Теперь у нас есть постоянные спонсоры подписных кампаний. В этом году мы разыгрываем кроме путевки в Египет, отдых на двоих на Черноморском побережье, мебель, бытовую технику, компьютер. Пробовали мы один раз разыграть более ста мелких призов, напечатав подобие известных с детства таблиц розыгрыша. По итогам той подписки решили вернуться пусть к одному, двум но больших и запоминающихся призов. Для участия в розыгрыше человек должен переслать в редакцию копию подписной квитанции. Еженедельно, среди них разыгрывается торт и другие призы. Чем раньше человек оформит подписку, тем больше у него шансов дополнительно выиграть подарки. Кроме того предъявив квитанцию, можно бесплатно разместить срочное частное объявление. При средней стоимости такового от 30 до 50 рублей, сделав это два-три раза за полугодие, человек окупает потраченные деньги.

Можно еще долго рассказывать про использование потенциала нашей бесплатной рекламной газеты, про проводимые на радио викторины, праздники двора, про сложности применения американского опыта, почерпнутого из купленных учебников и пособий, просто не хочется отнимать внимание у тех, кто это уже прошел, а для интересующихся готов ответить по электронной почте, кое-что из своего опыта регулярно обобщаю на своем сайте www.petrosian.ru. Пишите, заходите, буду рад общению и обмену опытом..

(Просмотрено: 4, сегодня: 1)