Новые источники конкурентного преимущества

Мне не давало покоя фраза, которая часто встречается в текстах о предпринимательстве, формулирующая основу успешного бизнеса — “найди потребность и удовлетвори её”. Время такого примитивного подхода ушло. Так ещё работает розничная торговля. Есть потребность в продуктах питания, милости просим в наш магазин. Дальше начинается конкуренция в рамках классического комплекса маркетинга — свойств продукта, цены, продвижения и каналов сбыта. Все остальные сферы малого бизнеса уже ощутили серьёзнейшие трудности.    Наш бизнес привык работать с явными потребностями в условиях, когда спрос превышает предложение. Ситуация стремительно меняется. Продолжением прежнего порядка было бы лишь повышение конкуренции, за счёт расширения предложения. Однако конкуренция обострилась по-иному, за счёт снижения спроса. Самое время искать новые источники конкурентного преимущества.

Встречаются статьи и книги, где утверждается, что можно и нужно создавать потребности. Якобы вот вы разработали новый товар и с помощью рекламы, убедили покупателей, что это именно то, что им нужно. У них возникнет потребность в том, чего они раньше не знали и не хотели. Мне подобное утверждение было не понятно. Вернее, я внутренне не мог с ним согласиться. Противоречие разрешил, когда размышлял о том, чем должна заниматься наша компания, чтобы иметь конкурентное преимущество.

Решил на недельку сделать перерыв и не читать деловую литературу. Переел я трудов западных маркетологов и бизнес-гуру. Стал думать над связью бизнеса и духовности. При прочих равных условиях именно в этой области надо искать преимущества для твоего бизнеса. Пока я только в начале прояснения. Думаю о том, что надо помогать клиентам “опредмечивать потребности”. Читая статью про потребность в Википедии, я нашёл описание того, что чувствуют многие мои клиенты “При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов.”

Получается, что ваше деятельность должна прежде способствовать “опредмечиванию” и лишь потом, когда потребность стала явной, предлагать свои услуги или товар в качестве инструмента для получения предмета потребности. Анализируя своё ежедневное общение с предпринимателями пришёл к ещё одному выводу. Многим не хватает осмысленности их действий, у компаний нет сформулированных намерений, осознанных целей. Пока всё было хорошо, все просто зарабатывали деньги, сейчас — “выживают”, “пытаются сохранить бизнес”, “противостоят кризису”. Есть ощущение, что нам вечно некогда задуматься о главном. Это не проблема бизнеса. Это проблема людей, которые его основали и руководят. 

Какие нужны намерения, если бизнес лишь способ заработать на жизнь? Если в жизни не хватает времени задуматься над её смыслом, своими целями. Погрузившись в эту тему, я понял, что её можно развить и в направлении управления персоналом. Когда к подчиненным подходят лишь с целью обменять их труд на удовлетворение потребности в деньгах, многого не добьёшься. А что если тоже помогать им “опредмечивать свои потребности” и формировать их намерения? Пару раз уже пробовал обсудить эти идеи со знакомыми. Видимо я пока не очень убедителен. Кризис удобная отговорка. Какие к чёрту философствования, когда на дворе кризис? Только кончится ли он, если мы по-прежнему будем либо выживать, когда нам трудно, либо ловить момент для зарабатывания, пока нам везёт?

(Просмотрено: 15, сегодня: 1)