Вопрос — это лучший ответ

IMG_4554

Уверенность в себе часто путается с твёрдостью убеждений. У человека есть ответы на все вопросы или “своё мнение”. Такой человек представляется плотно набитым ответами. Этакий толстенный том энциклопедического словаря со страницами на тонкой бумаге и мелким мелким шрифтом. Эти люди не включаются в общение, они вещают. Тебе остаётся только подставлять себя под льющиеся из них как бетонный раствор утверждения. Тебя пытаются цементировать, залить фундамент, с которого тебе должно быть лучше видно как жить. Такие фундаменты превращаются в постаменты. На этом поиски прекращаются. Появляется очередной вещатель.

Зачем нужны эксперты? Для того чтобы уточнять вопросы, которые вы задаёте сами себе. Хороший вопрос это прежде всего вопрос самому себе. Хороший ответ — это уточнение вопроса, на который он отвечает. Челоек либо справляется со своим вопросом самостоятельно, либо отступается от него. Не бывает ответов, которые вливают в тебя как в готовую форму. Зачем нам нужны ответы? Для того чтобы задавать новые вопросы. В этом и есть развитие. Помогают ли развитию “исчерпывающие” ответы после которых уже нет вопросов?

Правильно “вопрощающий” ответ невозможно дать, если ты не включаешься в ход мысли спрашивающего. По ответу можно судить, включился ли собеседник в ход твоих мыслей. Чаще всего включения не происходит, потому что общающимся не нужны ответы, вернее они не задают вопросы себе. Им нужно вещать, чтобы в эхе, отражённом от слушателей, слышать себя, осознавать своё существование.

Нормальное общение начинается с понимания другого. Понимание заключается в вопросе, который задаёт себе человек. Если ты понял подлинный вопрос, ты сможешь его уточнить и значит принести ему пользу. У нас есть все необходимые нам ответы. Задача подобрать правильные вопросы. Задавая вопросы, мы подпиливаем, обтачиваем, подгоняем по замок заготовку-отмычку. Теперь легко представить пользу от общения, при котором тебе предлагают ключи от замков, которые вы даже не знаете где находятся и зачем вам их открывать.

Все эти образы помогают мне в следующих ситуациях.
Когда тебе пытаются что-то рассказать, поделиться какой-то информацией, что-то предложить. С начала я задаю вопрос себе, что этот человек от меня хочет, зачем он делится со мной информацией? Далее я произношу вопрос вслух, “Чего вы хотите?”. Это только при прочтении подобные вопросы кажутся наивными или глупыми. Часто взрослые люди отвечают тебе, “Да я то ничего не хочу, но ведь надо что-то делать”. Если обращающийся к тебе человек не может объяснить зачем он это делает, зачем это нужно лично ему, помочь ты ему не сможешь. Надо использовать домашние заготовки, как поскорее отвязаться от такого человека, не обидев его.

Подобный же подход полезен и в общении с собой. Тут даже проще, можно не церемониться. Спросить себя в лоб, что ты хочешь? Можно пять раз почему спросить. Техник много. Главное добраться до сути, зачем ты хочешь что-либо сделать или узнать. А дальше проверять полученные ответы. Если они порождают новые вопросы и задачи, значит в них есть смысл. Ответы, ставящие точку неэффективны. Завершать надо задачи.

После прочтения книги Майкла Микалко я использую квоту идей. Стараюсь выписывать идеи, которые приходят в голову в течение дня. Подобная установка стимулирует быть внимательнее и замечать источники идей. Не менее полезно фиксировать вопросы. Попробуйте в течение дня записывать вопросы, которые у вас возникают.

Вопросы и идеи я чаще фиксирую в ежедневнике и рабочей тетради. В тетради Автофокус я записываю списком задачи. У меня выработалась последовательность вопрос — идея — задача. Чем больше записываешь вопросов, тем чаще возникают идеи. Чем больше идей, тем интереснее ты выбираешь задачи, которые хочется выполнять.

Интересно, что помогая другим, ответами затачивая их вопросы, ты пополняешь запас вопросов к себе. В этом взаимовыгодность откровенного общения. Если оно получается, пользу получают все стороны. Польза заключается в подгонке вопросов, которые вскрывают хранящиеся в нас ответы.

(Просмотрено: 327, сегодня: 1)