Бумажные дневники

C 2002 года, когда я скорее инстинктивно, чем осмысленно завёл свой блог, для меня изменилась роль бумажных дневников. Такие дневники в общих тетрадках я начал вести с пятого класа. Дедушка, работавший тогда редактором газеты, подсказал мне, что это полезно, если хочешь стать журналистом или писателем. В семидесятые годы прошлого года дети ещё не мечтали стать олигархами или поп-звёздами. Все школьные дневники я потерял. Интересно было бы их почитать сейчас, хотя ничего особенного в них не было: хронология школьной жизни и впечатления от прочитанных книг.

Два года в армии я таскал в гимнастёрке блокнот, в который записывал свои мысли. С того момента, можно сказать, что дневник начал выполнять терапевтическую функцию. Жаловаться на трудности в письмах мне было некому, а в блокнотик можно было коротко написать отчего тебе тоскливо и быстро перейти к планированию жизни, когда я вернусь “на гражданку”. Эти четыре блокнотика за двадцать с лишним лет я перечитал лишь пару раз. 

Потом были общие тетради, которые были всегда рядом, даже на на сессиях и в командировках. До 95-96 годов жить в материальном плане приходилось очень сложно. Ночью я садился за стол, вспоминал всё что пришлось пережить за день, отвлекался от проблем и старался записать на бумагу то, как я буду жить лет через пять-десять. Это были такие фантазии на бумаге, которые успокаивали и придавали сил. То, что я делал это письменно, а не просто предавался мечтаниям имело эффект. Перечитаешь через полгода-год, то о чём писал и замечаешь, что, в принципе, всё так и получилось в реальности. Уверенности добавляется, начинаешь мечтать смелее.

Первые пару лет ведения блога и ЖЖ, я не очень осознавал зачем мне это нужно, поэтому по-прежнему продолжал писать бумажные дневники. Потом блог оброс читателями, пришло понимание его как инструмента общения. Бумажный дневник стал исключительно средством диалога с самим собой. Сейчас у меня большая тетрадь в которую я регулярно пишу. Все записи можно разделить на несколько категорий.

Попытка подгрузить информацию из подсознания и памяти.
Не каждый день, но частенько практикую утренние страницы. Набрал много полезного с сайта Дарьи Кутузовой по нарративным практикам. Ни разу не добрался до сотни, но нравится упражнение “Списки 100”. Сам я пришёл к похожему вылавливанию воспоминаний с помощью упражнения “Алфавит”. Просто составил список слов в алфавитном порядке: Армия, Бизнес, Власть, Государство, Дом … и писал всё, что приходило на ум в этой связи.

Найти и устранить причину.
Часто удивляюсь, когда знакомлюсь с той или иной практикой. Оказывается, что-то подобное я уже делаю, просто мне не хватает мастерства или уверенности оформить мой навык в технику. Для меня очень эффективна практика схожая с символически моделированием. Только проделываю я её сам с собой. Начинаю описывать проблему, всплывают воспоминания о прошлых подобных проявлениях, обязательно подбирается метафора. Продолжаешь описывать развитие метафоры. Порой пишешь, пишешь, останавливаешься, чтобы вспомнить, а с чего собственно начал, а вместо проблемы тебе видится голая схема шагов, которые привели к сложностям. Остаётся “отмотать в обратном порядке”, чтобы понять как избегать подобного впредь.

Генерация идей.
Кроме того, с помощью дневника я пытаюсь генерировать новые идеи. Делать это в блоге неудобно, а на бумаге любая мысль мгновенно прорисовывается, а затем выписываются взаимосвязи и последовательности. Можно конечно это делать и на отдельных листочках. Особой ценности после обработки, листки не представляют, но мне приятно хранить исписанные тетради. В этом для меня скорее не смысл, а психологический эффект. Исписанная, потёртая тетрадь или блокнот для меня более наглядные подтверждения осмысленности прожитого, чем мегабайты, залитого на блог.


Утренние страницы.

Списки из 100 и много других дневниковых техник.

Ловушка для идей.

Символическое моделирование и чистый язык.

Символическое моделирование.

Бумажные инструменты осмысления. 

(Просмотрено: 465, сегодня: 1)