Мыслить образами

Знакомый привёз из Америки партию записных книжек. За всё про всё заплачу 72 бакса. Это в два раз дешевле, чем моя прошлогодняя покупка подобных блокнотов в Москве, да и выбор естественно у нас победнее. Разочаровал только ежедневник на 2007-2008 год. У нас они удобнее. Зато начал вести Sketchbook куда вклеиваю вырезки и делаю наброски.

moleskine (600x450, 78.7 Кб)
Я давно делал наброски своих мыслей в рабочую тетрадь. Вокруг моих рабочих столов всегда находились фотографии, вырезки, которые не имели никакой видимой практической пользы. Для меня же они являются «кнопками», запускающими во мне мотивирующие размышления.

Теперь я объединил всё это в одном большом блокноте.
Заметил, что всё чаще думаю образами. Пока не пытался чётко сформулировать, как у меня это получается. Стараюсь представить проблему, которая меня беспокоит в образе. Образ должен объединять переживаемые мной ощущения. Затем пытаюсь выразить полученный образ графически. Получается что-то отстранённое и размытое. Вглядываясь в нарисованное, пытаешься понять, как должен развиваться образ, чтобы в результате придти по цепочке к желаемому состоянию образа/ощущениям. В дальнейшем остаётся только конвертировать обратно графический образ в реальную ситуацию, которая внешне заключает в себе проблему.

 (500x375, 104.1 Кб)

 (500x375, 88 Кб)

Лишь попытавшись словами описать ухваченный метод, вспомнил, что он очень напоминает прочитанное у Григория Курлова. Кстати, прочитал его новую книгу «Проктология счастья». Сделал множество пометок, потихоньку делаю выписки.

Взялся перечитать Бетти Эдвардс «Художник внутри нас». При этом стараюсь не захлебнуться изобилием полезнейшей информации, которую я открыл для себя, познакомившись с блогом Comunication nation.

В понимании мышления образами очень помогла работа Виктора Шкловского «Искусство как приём». Лишь пара цитат:
«Теперь, выяснив характер этого приема, постараемся, приблизительно, определить границы его применения. Я лично считаю, что отстранение есть почти везде, где есть образ.
То-есть, отличие нашей точки зрения от точки зрения Потебни можно формулировать так: образ не есть постоянное подлежащее при изменяющихся сказуемых. Целью образа является не приближение значения его к нашему пониманию, а создание особого восприятия предмета, создание „виденья“ его, а не „узнаванья“».

«„Искусство — это мышление образами“. Эту фразу можно услышать и от гимназиста, она же является исходной точкой для ученого филолога, начинающего создавать в области теории литературы какое-нибудь построение. Эта мысль вросла в сознание многих; одним из создателей ее необходимо считать Потебню: „без образа нет искусства, в частности, поэзии“, говорит он (3. п. т. сл. стр. 83). „Поэзия, как и проза, есть прежде всего и главным образом известный способ мышления и познания“, говорит он в другом месте (3. п. т. сл. стр. 97).

Поэзия есть особый способ мышления, а именно способ мышления образами; этот способ дает известную экономию умственных сил, „ощущенье относительной легкости процесса“, и рефлексом этой экономии является эстетическое чувство. Так понял и так резюмировал, по всей вероятности верно, ак. Овсянико-Куликовский, который, несомненно, внимательно читал книги своего учителя. Потебня и его многочисленная школа считают поэзию особым видом мышления — мышления при помощи образов, а задачу образов видят в том, что при помощи их сводятся в группы разнородные предметы и действия и объясняется неизвестное через известное. Или, говоря словами Потебни: „Отношение образа к объясняемому: a) образ есть постоянное сказуемое к переменчивым подлежащим — постоянное средство аттракции изменчивых апперципируемых… b) образ есть нечто гораздо более простое и ясное, чем объясняемое“ (стр. 314), т. е. „так как цель образности есть приближение значения образа к нашему пониманию, и так как без этого образность лишена смысла, то образ должен быть нам более известен, чем объясняемое им“ (стр. 291)».

Мои раздумья продолжаются. Пока вывешу ещё несколько ссылок на ресурсы, помогающие мне думать образами.
Великолепная реализация онлайн скетчбука.
Visual Thinking art
Sketchers.ru

(Просмотрено: 367, сегодня: 1)

2 ответили

  1. Дмитрий 1 октября 2011 at 05:07

    Здравствуйте. Пробежавшись по поисковику, наткнулся на данную статью, ничего не объясняющую, но заинтересовавшую именно темой… Лет так ЦЦать назад одноклассник мне что-то говорил по поводу мышления образами, но тогда я не смог понять всю полноту его доводов и размышлений. Наверное, он и сам не до конца понимал смысл своих фраз. Но речь не о нем. Месяца два-три я стараюсь приучить себя мыслить именно образами (речь моя напоминает рассказ для психиатра :))))) Сначала ничего не выходило толком, почти всегда ловил себя на «словесных» мыслях, сейчас все по-другому. И проблема в другом. Мыслить почти научился, очень быстро мыслить получается. Быстро прихожу к выводам и строю логические цепочки…НО!!! Наш (конкретно мой) мозг в процессе мышления НЕ успевает справляться с логикой мысли. Чтобы понять, почему именно это решение правильное, нужно повторить всю логическую цепочку заново, но уже обычным словесным способом. Т.е. чтобы доказать логичность, все выводы, к которым пришел за 1 секунду, нужно заново вывести, а на это обычно уходит около 40 секунд. (можно посчитать, что в 40 раз быстрее мысль)
    Чисто логически могу объяснить это только влиянием окружающего мира. Ну, привык так мозг, ну, никак ему по-другому! Да еще плюс на бумаге пишем мы ЗВУКИ… Вот если бы писали бы мысли…. ;-) Китайский язык поучить чтоль?! Так, для развития…
    В далеком будущем, думаю, и разговаривать научимся образами… Мыслями…

    Reply
    1. Наташа 16 января 2012 at 23:36

      Как ты научился? Я тоже очень хочу мыслить образами.

      Reply

Прокомментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *