Быстрее обрабатывать книги, находя нужное

1

Я всегда был жадным до книг. Возможно это было не повышенное любопытство, а замещение недостающего реального общения. Не берусь судить. Я хотел читать быстрее, чтобы успевать знакомиться со всем, что мне было интересно.

Долгое время я пребывал в заблуждении, что чтение это некий внешний процесс загрузки знаний, фактов и сюжетов. Книги представлялись мне контейнерами, содержимое которых следовало быстрее переливать в себя.

Я искал редкие в 70-80-е годы книги о скорочтении. Учился «периферийному зрению», мучал себя таблицей Шульте, отучал себя от проговаривания. Годами позже познакомился с фоточтением. Это давало результаты, но прорыв случился от другого.

Изменилось моё представление самого процесса чтения. Теперь работа с книгой это лишь составная часть цепочки: предварительного формулирования запросов, поиска и обработка необходимых сигналов в информацию, последующего осмысления результатов изменений.

Само чтение занимает в этой цепи около 40% времени. 30% — предварительное формулирование запросов. 30% — письменное осмысление после чтение. В итоге я имею не только больше реальных перемен и свершений моих задумок. Вторичным результатом явилось значительное увеличение скорости обработки книг. Я сознательно написал не скорость чтения, а скорость обработки.

Чем обработка отличается от чтения?

Раньше я читал последовательно, страница за страницей. Мне казалось чем-то неправильным бросить читать книгу, которая мне была неинтересна. Казалось, если я перескочу через несколько страниц, я могу пропустить что-то важное. Я читал впрок, не задумываясь, зачем мне нужно то, что я читаю. Я загружал в себя сплошной поток необработанного текста.

Теперь мне представляется, что при чтении я вытягиваю из текста то, что притягивается к существующим у меня запросам. Я убеждён, что каждый может взять из текста только то, что ему в данный момент осознанно необходимо. Всё остальное сотрется, не зацепившись за вопросы.

Предварительной подготовкой к чтению для меня являются ежедневные занятия письменными практиками. Писать для меня — лишь способ вдумывания во что-то важное. Формулирование, придание формы вопросов проблемам, которые передо мной стоят.

Берясь за чтение, мне достаточно минут 5-10, чтобы определить собственные ожидания. Чего я хочу от книги? В каких вопросах продвинуться? Что я ищу? Здорово, когда не ленюсь, пересмотрев оглавление или предварительно пролистав книгу, на карточке написать три-четыре вопроса.

Далее, я завожу таймер. Если я ограничиваю себя по времени и заранее ставлю задачу успеть за отмеренный отрезок времени обработать определённое количество страниц, моя концентрация и производительность повышаются в разы.

Я не жалею книги и активно делаю в них пометки, клею закладки. Обязательно делаю заметки по ходу чтения-обработки.

Если вы когда-нибудь нанизывали бусинки на нитку и в финале не закрепили концы, ваш труд пойдёт на смарку. После чтения я обязательно нахожу хотя бы 3-5 минут для того, чтобы письменно сформулировать итоги чтения. Что меня тронуло? На что обратил внимание? Какие идеи возникли? Что нового узнал по вопросам, которые стояли перед чтение? Какие новые вопросы возникли?

Это несложно, если по ходу чтения вы делали пометки в книге и заметки в рабочей тетради, которая у меня всегда лежит рядом.

В сентябрьском номере «Жить интересно!» мы планируем материал Дарьи Кутузовой о похожей письменной практике осмысления прочитанного, увиденного, услышанного вами. Дарья, для меня большой учитель в письменных практиках. Уверен и вам её текст будет полезен.

Про то, как я читаю художественную литературу напишу отдельно.

(Просмотрено: 77, сегодня: 1)